Главная
→
Статьи о несчастном покупателе
→
История вещей и поступков
→
История вещей
→
Тайны стройматериалов
Тайны стройматериалов
<К числу важнейших задач, поставленных перед строителями... относятся: существенно поднять качество строительства...> (<Архитектурные конструкции>, Москва, 1989) Эта статья завершает серию статьей <Секреты древних строителей>. В предыдущей статье читатель выяснил, что большую роль в развитии строительного дела играет выбор строительных материалов, причем в самых необычных их вариантах (раствор с желтком) и сочетаниях (например, <фахверк>). История архитектуры и строительного искусства совершенно определенно показывает, что правильное решение этой проблемы определяет несомненный успех строительства. Попробуем выяснить, как достижения наших предшественников в благородном деле создания человеческого жилья используются в современном мире. Ведь очень многие тайны стройматериалов и приемов практического зодчества стали в последние десятилетия известны благодаря кропотливой работе археологов и историков архитектуры. Нужны ли эти секреты тысячелетий современным застройщикам, следует ли сохранять связь времен в строительном искусстве - все эти животрепещущие вопросы нуждаются в ответах. Попробуем их найти вместе с читателями, отправившись в путешествие по <бетонным джунглям> наших городов.
Во многих уголках нашей планеты по сей день сохраняются традиционные приемы домостроения. В маленьких городках на берегах Балтики люди по-прежнему живут в уютных домиках, построенных в технике <фахверк>. Их стены с успехом выдерживают зимний северо-западный ветер, а летом черепичные крыши обеспечивают необходимую прохладу. Как правило, керамическая черепица - один из самых долговечных материалов. Ремонт таких крыш заключается лишь в нечастой смене деревянных стропил. Улицы, застроенные такими домами, придают городам неповторимый, поистине сказочный вид. Приятно сознавать, что и у нас вокруг Москвы теперь появляются дома в таком стиле. Они при помощи современных архитекторов получают черты старого европейского домостроения (<фахверк>, мансарды, черепичные крыши со многими плоскостями). Важно отметить, что неповторимый, сугубо индивидуальный облик подобным особнякам придают типы стройматериалов, заимствованные современными мастерами из наследия европейского средневековья: разноцветные облицовочные кирпичи, мореное дерево, витражное стекло, черепица. Современные производители стройматериалов обладают великолепными возможностями для производства самых высококачественных видов указанной продукции. В южных широтах ныне в ходу сборно-щитовые конструкции (в нашей стране известные под названием <финский домик>). Это относительно дешевое строение, в котором одна семья может благополучно укрыться от палящей жары и тропических ливней за фанерными стенами, ввиду дороговизны земельных участков нередко сооружается на свайном основании, вбитом в дно морского залива. К сожалению, в нашем суровом климате этот строительный прием неприменим. Однако если присмотреться к облику экзотического поселка, раскинувшегося среди ласковых тропических вод, то на горизонте мы заметим до боли знакомые нам очертания блочных многоквартирных домов. Строения из стекла и бетона с 60-х годов завоевали на нашей земле огромные пространства. Откуда же ведет начало эта застройка, определяющая ныне облик многих городов нашей страны? Как мы уже знаем, многоквартирные дома-<острова> были известны еще древним римлянам. В <темном> средневековье подобные кирпичные строения ввиду тесноты городских площадей имели базовую площадь не более 100 кв. м. Возможность получения в них жилых объемов для 2 или 3 бюргерских семей достигалась за счет этажности. Идею плотной городской застройки из многоэтажных кирпичных домов впервые на нашем континенте осуществил в середине XIX века парижский строитель и административный деятель Осман. По его инициативе центр культурной столицы мира застраивался в эпоху правления императора Наполеона III доходными домами со знаменитыми мансардами. Так родился неповторимый облик Парижа, индивидуальность которого подчеркивается удачно вписавшимися в городскую застройку памятниками национальной истории. В орнаментации фасадов доходных домов середины XIX в. активно использовались самые разнообразные элементы декора. При этом облицовка домов серо-охристым известняком или отделка аналогичной по цвету штукатуркой воссоздает колористику средневековых строений из природного камня, с которыми туристы знакомятся в центре города, на острове Ситэ. Таким образом, весь Париж от собора Нотр-Дам до самого рядового многоквартирного дома объединен общей цветовой гаммой, детализированной за счет неповторимого рисунка крыш каждого строения, их мансардных окон и декора фасадов. Примеры удачного решения современных архитектурных проблем существуют и в восточной части Центральной Европы. Так, используя новейшие для 20-х годов идеи конструктивизма, литовские зодчие возвели в своей довоенной столице Каунасе здание Исторического музея. Его фасад, представляющий композицию из простых на первый взгляд геометрических фигур, на самом деле являет грандиозный по своим размерам вариант исторического герба Литвы - <столбов Гедиминаса> (трезубец, служивший эмблемой первых князей средневековой Литвы). Развитие идей модерна обрело в Европе твердую позицию в 1919 г. при создании в Германии государственной организации <Баухауз>. Идей экстремального конструктивизма в современной архитектуре придерживался Ле Корбюзье, некогда <украсивший> наш город стеклянно-бетонным строением на нынешнем проспекте Сахарова, он же родил идею блочного многоквартирного стандарта. С 1958 г. по инициативе Н. С. Хрущева, мечтавшего о переселении строителей коммунизма из подвалов в отдельные квартиры, наши города буквально затопили пятиэтажки. Во многих городах они мирно соседствуют со средневековыми сооружениями, создавая уникальную серо-красную цветовую гамму. Однако удобство жизни в <хрущобах>, стены которых были в рекордные сроки возведены из покрытых незатейливыми керамическими плитками или блеклой краской бетонных блоков, всем известны. Не следует забывать, что эти серийные дома, в сущности, являлись временным средством для выхода СССР из жилищного кризиса и были рассчитаны на 20-25 лет. К счастью, московское правительство давно приняло решение очистить наш город от этих архитектурных <шедевров>. Крупнопанельные дома, вошедшие в моду с брежневской эпохи, по-прежнему возводятся в наших городах. В принципе это жилье вполне приемлемо. Однако качество панелей в советскую эпоху было не всегда адекватным условиям русского климата. Автору этих строк пришлось прожить десять лет в квартире, стены которой <плакали> при каждом дожде и снегопаде. Кончилось все это возникновением на стенах ботанического мини-сада с мхами и лишайниками неведомых пород. Однако современные комбинаты стройматериалов достигли, наконец, необходимого уровня качества панелей, и современные строения, думается, не превратятся для своих обитателей в подобие замшелых пещер. Подлинным <ноу-хау> современного домостроения стали многоквартирные жилые дома из монолитного железобетона. Во многих округах нашей столицы эти громады с причудливыми очертаниями уже принимают первых новоселов. Однако будущее <доходных> домов видится в применении самых различных строительных материалов. Это даст возможность приобретения жилья в зависимости от далеко не одинакового достатка жителей современной России, а заодно и сделает облик наших городов многоликим. Главное, мы возвращаемся к многообразию индивидуальной застройки, наши города вновь обретают свой неповторимый вид. Эпоха пятиэтажек уходит в прошлое. Хотелось бы думать - навечно...
Владимир Кулаков газета "Покупатель" 24.04.2001
(2609 просмотров.)
Комментарии
Untitled Document
|